Торговля кофе
По объему мировой торговли кофе занимает второе место в мире после нефти, опережая как различные природные ресурсы, так и пшеницу, сахар и другие продукты питания.
При этом спрос на кофе в основном стабилен, а объемы производства зависят от многих причин. В отличие от нефти или пшеницы, количество кофе каждый год непредсказуемо. Он выращивается в ограниченном числе стран, и колебания размера урожая могут быть весьма значительными. Цены на кофе, в основном, связаны с погодными условиями и экономическими интересами стран-производителей, поэтому часто меняются.
Даже если случается засуха, количество стран, выращивающих пшеницу, настолько велико, что в целом кардинально не отражается на ее производстве. С кофе же дела обстоят по-другому. В конце 70-х годов, когда заморозки в Бразилии – одной из крупнейших стран-производительниц кофе – погубили 2 трети урожая, цены увеличились в 5 раз. Однако независимо от цены, объемы потребления в целом остаются такими же. Есть страны, в которых кофе пьют меньше, также спрос несколько снижается в теплое время года.
Торговля кофе в России также увеличивается, независимо от стоимости кофе на мировом рынке. Большая часть россиян употребляет этот напиток. Стоит отметить, что кофе в России производится под контролем качества и защищен от подделок, имеет разнообразие сортов и вкусов. Здесь можно приобрести как зерновой, так и растворимый кофе, при этом потребление зернового постоянно растет. К тому же в России увеличивается количество кофеен, которые в основном работают с зерновым кофе.
В 1962 году была основана Международная организация Кофе, в которой приняли участие страны-производители ароматных зерен. Тогда был разработан специальный регламент, который стабилизировал цены, стандарты продукта и другие условия. Однако организация была упразднена в 1989 году, и теперь торговля кофе регламентами не регулируется, являясь свободно продающимся сырьем.
Торговля кофе в истории
Торговля кофе в Европе стала активно развиваться в XVII в. В 1640-х годах в Венеции открылись первые кофейни, потом они стали постепенно распространяться по всем европейским городам. Король Фридрих I первым установил монополию на торговлю. В то время существовали специальные чиновники, в чьи обязанности входило по запаху искать дома, где нелегально сушили кофейные зерна.
Изначально кофе был привилегией богатых людей. Уже в 19-м веке стал доступен и простым людям, однако расширяющаяся торговля этим популярным напитком встревожила владельцев трактиров, торговавших вином и пивом. Поэтому именно тогда церковь объявила кофе «нехристианским», и его употребление стало приравниваться к греху. Распространялись слухи, что пить кофе смертельно опасно и вызывает болезни, а кофейни – это притоны для смутьянов.
В России кофе, хотя появился уже при царе Алексее Михайловиче, распространение получил во время правления его сына Петра I. Петр попробовал восхитительный напиток во время поездки в Голландию, у амстердамского бургомистра, который занимался торговлей кофе.
Так постепенно кофе завоевывал свои позиции и в ХХ веке стал одним из самых популярных напитков в мире.
Как происходит торговля кофе
В производстве и торговле кофе заняты почти 20 миллионов человек. Поэтому он имеет ценность не только как вкусный напиток, но и как важный товар в мировой торговле. В среднем в год в мире собирают 100 миллионов мешков. Южная Америка производит почти половину всего объема, одна пятая часть принадлежит африканским странам, Центральная и Северная Америка – на третьем месте, а остальное поставляется из Азии и Океании. При этом в самих странах-производителях большую часть кофе отправляют на экспорт. Для многих стран торговля и производство кофе – главная статья дохода в бюджете.
Торговля кофе начинается со сбора, сортировки и оценки зерен. После этого зерна поступают к операторам оптовой торговли, а через них – к мировым импортерам. Кофе расходится по странам, затем из этого сырья производится продукт, зерна обжариваются, купажируются и фасуются.
После обжарки кофейные зерна упаковываются в мешки объемом 60 килограммов, с маркировкой о стране происхождения, сорте и способе обжарки. Только после этого зерна поступают непосредственно на производство. На заводах зерна фасуют, осуществляют помол, либо производят из них растворимый кофе.
Закупить кофе можно как с оптового склада, так и на бирже путем фьючерсных договоренностей. Выбор стран производителей и поставщиков сырья достаточно велик.
Советы по организации продаж
Если вы решили открыть магазин по продаже кофе – в интернете или в «реале», сделать это относительно не сложно. Для начала нужно найти партнеров, которые будут в этом заинтересованы. Важная роль принадлежит рекламе – сотрудничайте с прессой, придумывайте нетривиальные способы рекламы, которые обойдутся дешевле или вообще бесплатно. Изучите лучшие идеи продаж и внедряйте свои собственные. Наиболее популярна продажа кофе на развес.
Сделайте так, чтобы покупатель кофе получил как можно больше информации – это привлечет внимание. Это правило работает как для онлайн-, так и для «реальных» магазинов. Кофе – это весьма привлекательный продукт, которым можно действительно заинтересовать покупателя, чтобы он купил что-либо в поисках новых вкусов.